СТЕКЛО ИНАЧЕ
Все картины этой серии — фотографии стеклянных предметов, но не сразу можно догадаться, что отражено на снимках. Эти композиции уходят от фигуративности и символизма, стремятся к беспредметности, к чистому образу, к языку цвета и линий.
Классик американского абстракционизма Марк Ротко парадоксально утверждал, что «не существует никаких абстракций». Для фотографического творчества такое наблюдение особенно актуально, ведь каждая работа — это снимок конкретного объекта. При этом существует множество техник и приёмов, которые позволяют фотографу уйти от реальности, извлечь предмет съёмки из контекста. В данном случае мы приближаемся к объекту почти вплотную, смотрим и сквозь него, и в саму толщу прозрачных преград, трансформируем его при помощи контрового освещения и сочетания с окружающим стеклом. И обычная посуда превращается в арт-объект, в вещь для любования, в особое пространство для исследования переотражений, игры света, преломления лучей. Такой подход к съёмке стекла метафорически рассказывает и о его физической природе: аморфное состояние твердого тела, промежуточное между кристаллическим и жидким, передаётся текучестью линий, плавностью форм, пластичностью композиций.
Преобладающая палитра фотосерии — это холодные оттенки. Именно они были особенно распространены на заре стеклоделия в Древнем Египте. Василий Кандинский, рассматривая в своей культовой работе «О духовном в искусстве» (1910) выразительные свойства цвета для передачи эмоциональных состояний без изображения реальных сюжетов, определял синий как цвет неба и бесконечности, который будит в человеке тоску по непорочному и сверхчувственному, сравнивал его со звучанием виолончели, а в темных вариациях — контрабаса и органа; голубой цвет он связывал со звуками флейты, выражением абсолютного покоя называл зеленый.
Приглашаем шагнуть в эти стеклянные миры, чтобы приобщиться к цветотерапии, услышать музыку сфер — и своё сердце, ведь бесплотное изобразительное творчество, в том числе и фотография, продолжая развиваться в русле традиционного русского авангарда, раскрепощает и автора, и зрителя, дарит чувство свободы и полета. И тогда увиденное иначе прозрачное стекло перестает быть преградой, а становится лишь иллюзией, полностью растворяясь и открывая путь в неизведанный космос — туда, где «в хрустале пульсировали реки, дымились горы, брезжили моря» (Арсений Тарковский).
Фотосерия СТЕКЛО ИНАЧЕ была представлена:
· на персональной выставке 8–22 октября 2023 г. в ремесленно-медийном лофте «Синий кориdoor» (Петрозаводск);
· на Межрегиональной выставке «Тайная жизнь. Портрет и натюрморт» (под эгидой Союза фотохудожников России), 28 ноября — 10 декабря 2023 г., Краевой выставочный зал изобразительных искусств, г. Краснодар (куратор Дмитрий Сеник);
· на онлайн-выставках финалистов конкурса Краснодарского отделения СФР «Тайная жизнь. Портрет и натюрморт» на сайтах Краевого выставочного зала изобразительных искусств, г. Краснодар (artzal23.ru/tajnaya-zhizn-portret-i-natyurmort/), и Союза фотохудожников России (www.photounion.ru/Show_News.php? nnum=3142)