Татьяна и Даниэл Литовы (Россия, Болгария)
Серегай 8 | Реальность утраченная, исправленная и дополненная
Это своеобразное исследование исчезнувшей (?) духовной и материальной культуры древних обитателей самой западной оконечности Главного Кавказского хребта — полуострова Абрау. Серия фотографий и текстов раскрывает визуальные и смысловые связи между основными мифологемами разных народов, сменявшихся и ассимилировавшихся на этой территории в течение многих тысячелетий (архетипические образы ДОМ, ВОДА и ДРЕВО). Вдохновение щедро дарят история и природа абрауской земли, а также открытия археологов и работы этнографов.
Проект посвящен историко-культурному и природному наследию полуострова Абрау — своего рода концентратору времени, уникальному геологическому объекту, точке пересечения цивилизаций и этнических потоков, месту распространения древних археологических культур, западной оконечности всего кавказского мира. Отзвуки ушедших миров до сих пор доносятся сквозь трагические наслоения эпох.
Наше фотоисследование связывает пейзажные доминанты и палеообъекты, объединяющие праисторию территории с историей последних веков и с современностью, — образы, которые по-прежнему считываются на этой земле, формируют многотысячелетний ландшафт полуострова и жизнь местного населения.
Мы находим и по-своему интерпретируем смысловые связи и визуальные переклички между такими символически насыщенными образами, как мировое древо, жилище, вода, и абраускими природными особенностями и артефактами — древними и современными:
· символы мирового древа: утраченные каменные кресты долины Сукко, деревянные тау-кресты адыгов (джоры); бронзовые булавки «типа Сукко» с листовидным навершием (А. М. Новичихин; 1 тыс. до н. э.), исчезнувшие адыгские лесосады и священные рощи и пришедшие им на смену нынешние абрауские садово-дачные хозяйства, виноградные плантации и Утришский заповедник;
· символы жилищ (для духов или людей): таинственные глиняные конусы майкопской археологической культуры (3—4 тыс. до н. э.); т. н. палеодольмены (дольмены, заключенные в башни; А. В. Дмитриев; ранее эпохи бронзы), миниатюрные каменные «модели» дольменов в современных эзотерических практиках, куполообразные конструкции на возвышенностях полуострова (объекты ПВО и нефтехранилищ);
· символы воды: петроглифы-волны на плите из комплекса дольменов Серегай 1 (иерархически главной группы мегалитов в устье Озерейки); анапский «чашечный камень» — древнейшие солнечно-водяные часы дольменной археологической культуры (А. М. Новичихин, Л. Н. Водолажская, М. Ю. Невский); и знаковые особенности местного ландшафта — палеоозёра, русла (т. н. щели) многочисленных речек и ручьёв земли Абрау, окружающие полуостров морские пейзажи и «островной характер» (С. М. Хотко) всей кавказской ойкумены.
Давно и незаметно из картографии исчезла гора, именем которой названы комплексы дольменов на реке Озерейке, — Серегай (предположительно, «Судья загробного мира, нанизывающий свет в лиственном лесу»; ныне отроги Гудзевой горы). Вокруг неё издревле жили этносы, давшие начало адыгским народам, они религиозно относились к природе, создавали сакральные пространства, ритуальные объекты и священные рощи, поклонялись древним деревьям и приносили им жертвенные дары, гармонично встраивали селекционные сады в лесные и горные ландшафты. Образы воды на фотокартинах — это многослойные и прозрачные образы живого времени, символы человеческой памяти и забвения. Небесные потоки, горные реки, подземные и морские течения соединяют, подобно космогоническим сетям нартского эпоса или ветвям и корням мифологического древа, все сферы обитаемого мироздания — нашего общего дома, и отражают их друг в друге.
Научные консультанты:
А. В. Дмитриев (Новороссийский исторический музей-заповедник);
А. М. Новичихин (Анапский археологический музей ГОРГИППИЯ — филиал Краснодарского гос. историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына).
· Пилотный вариант инсталляции по материалам этого фотопроекта представлен на коллективной выставке КАВКАЗСКАЯ АТЛАНТИДА (июль 2023 г., галерея ГЛУБИНА, г. Москва) в рамках одноименного художественно-просветительского проекта, посвященного истории Черкесии.
Кураторы: Юлия Назар, Светлана Дёмина, Елена Асеева, Паоло Мизерени.
Science-art консультант Елена Ковылина.
Каталог выставки размещен на сайте проекта КАВКАЗСКАЯ АТЛАНТИДА: www.icl-international.ru/caucasusatlant/wp-content/uploads/2023/08/%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3_%D0%90%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%B0_2023.pdf
· Концепция проекта СЕРЕГАЙ 8 представлена на IX Международном научном форуме «Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия» (21—24 сентября 2023 г.; с. Кабардинка, г. Геленджик) и опубликована в сборнике:
Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия: программа и тез. докл. участ. IX междунар. науч. форума (Краснодар, 21—24 сентября 2023 г.). — М.: Институт Наследия, 2023.
Издание размещено:
— на сайте Института Наследия: https://heritage-institute.ru/?books=programma-i-tezisy-dokladov-devyatogo-mezhdunarodnogo-nauchnogo-foruma-kulturnoe-nasledie-severnogo-kavkaza-kak-resurs-mezhnaczionalnogo-soglasiya
— на сайте Южного филиала Института Наследия: http://sbricur.com/wp-content/uploads/2023/09/IX_programma.pdf
· Иммерсивная фотовыставка «СЕРЕГАЙ 8: Реальность исправленная, утраченная и дополненная», 7 мая — 5 июня 2024 г., Галерея промышленной истории г. Петрозаводска. Музыка Ивана Соболева
· Репортаж о выставке в журнале «АркА»: arkaptz.ru/seregay
· Снимок «Берег солнца» из проекта «Серегай 8» был представлен на Межрегиональной фотовыставке РОДНЫЕ МЕСТА (под эгидой Союза фотохудожников России, куратор Дмитрий Сеник) с 16 по 28 июля 2024 г. в Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств