Татьяна и Даниэл Литовы (Россия, Болгария)
Проект построен на древних протоболгарских мифологемах, следы которых хранят легенды народов, имеющих очень древние общие корни, — болгар, чувашей (суваров) и балкарцев. В основу образов легли геральдические чувашские символы трёх солнц, которые известны в фольклорных источниках многих народов, и образ мирового древа, который существует практически во всех мировых мифологиях, в том числе в болгарской, чувашской и балкарской, а также легенды о ласточках из болгарского фольклора — общие для потомков праболгар древние мифы о мировом древе, зимующих под водой ласточках, утраченных светилах и возрожденном солнце. Фотопроект выполнен в смешанной технике (фотография и ручное коллажирование).
Эта фотосерия — интерпретация извечной мифологической истории об умирании и возрождении — о тех первозданных временах, когда над окруженным водой земным квадратом — «четырехугольным светлым миром» — над Золотым небесным древом сияли аж три солнца сразу. Там жили счастливые люди. Но чья-то недобрая воля привела к беде, и меткий стрелок разбил одно солнце — оно рассыпалось на мириады звёзд, второе солнце он ранил — и оно превратилось в луну, а третье солнце успело спрятаться — нырнуло под воду. Тогда пришли на землю бесконечная ночь и лютый холод. Исчезло всё живое. Уснуло Золотое дерево в центре мира, а ласточки ушли под воду. Чтобы вернуть доверие природы, по советам мудрецов люди стали повсюду изображать знаки солнца. И уцелевшее светило откликнулось на эти призывы — оно снова приблизилось к земле. Оковы льда растаяли, волшебное древо проснулось и засияло, ласточки вернулись из-под воды и защебетали, возвращая жизнь всему сущему. Пришла новая весна и началась история мира, согретого одним солнцем.
При создании фотопроекта мы обращались к фольклору, мифам и преданиям, а также к этнографической литературе об истории древних болгар, балкарцев и чувашей. Три солнца из чувашской мифологии нами метафорически связываются с тремя протоболгарскими этническими ветвями. Эти народные потоки разошлись по миру вслед за своими вождями — сыновьями правителя Курбата — Аспарухом, Котрагом и Батбаем (Батбаян), которые нарушили завет отца о единстве и разделились. По общеизвестному сюжету мифологизированной истории, после падения Великой Булгарии в VII веке одна часть народа ушла на Нижний Дунай (Дунайская Булгария, совр. Республика Болгария), другая — на Среднюю Волгу (Волжская Булгария, совр. Чувашия и Татарстан), а третья осталась на прежнем месте — в Приазовье и на Кавказе. Также три солнца вызывают прямую аналогию с тремя солнцами тангризма (тенгризм, тенгрианство). Следы этого древнего культа, по данным этнографов, тоже объединяют культуры потомков протоболгар.
Работая над созданием этой фотоистории, мы снова убедились в том, что миграционные процессы и этническая ассимиляция не могут полностью искоренить в народах, имеющих общее происхождение, зыбкую память о своём древнем единстве. Сейчас болгары, чуваши и балкарцы очень далеки друг от друга и географически, и лингвистически, и в целом этнически — сильно разнятся антропологические типы, история и религия, материальная и духовная культура. Однако их по-прежнему сближают мифологические образы и орнаментальная символика, а чувашский язык — это единственный живой язык среди древнейшей языковой булгарской группы, последний лингвистический мост к общим протоболгарским корням. Но творческим историям под силу создавать свои связующие нити — новые художественные миры: через интерпретацию традиционных символов, научных фактов и народных легенд вновь и вновь возвращаться к ускользающим образам мифического Золотого века — сколь недостижимой, столь и желанной эпохи единения, гармонии и процветания.
Фотопроект был представлен:
· на арт-фестивале «Поволжский треугольник». 3 февраля — 12 марта 2023 г., Национальная художественная галерея, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл (куратор Сергей Федонин);
· на фотовыставке «Осмысленный пейзаж» (под эгидой Союза фотохудожников России), 18–29 января 2023 г., Краевой выставочный зал изобразительных искусств, г. Краснодар (куратор Дмитрий Сеник);
· на Чувашской биеннале современного искусства, 12 ноября — 2 декабря 2022 г., Чувашский государственный художественный музей, г. Чебоксары, Республика Чувашия.